Опоры хомутовые
Хомутовые опоры трубопроводов
Опора хомутовая – одна из самых простых опор по конструкции, но надежная по своему функционалу. В зависимости от компоновки, хомутовые опоры трубопроводовмогут быть подвижными, скользящими и неподвижными. Легкие в сборке, монтаже и обслуживании, хомутовые опоры наиболее популярны и занимают достойное место в этом сегменте рынка. Опоры трубопроводов хомутовые используются для крепления технологических трубопроводов широкого назначения и различного диаметра. Материал опор также варьируется в зависимости от условий при использовании готовых опор. Предусмотрено северное исполнение 09Г2С или обычный ст.3 для хомутовых опор.
Конструкция и типы хомутовых опор
Одно- или двух-хомутное исполнение опор обусловлено технологическими особенностями конкретного трубопровода, зависит от нагрузок и условий эксплуатации.
Хомуты привариваются к несущей части опоры сплошным швом и фиксируют трубу. В ряде случаев, для исключения «проскальзывания» трубы, к ней привариваются специальные металлические пластинки – «сухари», которые, упираясь в поверхность хомута, предотвращают нежелательное перемещение трубы в осевом направлении. Опора хомутовая может держать как осевые, так и боковые нагрузки.
Вторая часть хомутовой опоры – упоры, находятся с разных сторон несущей конструкции и свариваются с трубопроводом сплошной шовной сваркой. При увеличении веса труб, упоры соответственно конструктивно усиливаются.
Опоры хомутовые делятся на:
Опоры хомутовые корпусные
Могут быть подвижными и неподвижными. Корпус хомутовых корпусных опор выполняется из штампованной скобы. Хомуты у таких опор могут быть изготовлены из прутка или полосы (круглый хомут и плоский хомут). Хомутовые опоры с круглым хомутом используются исключительно в стальных трубопроводах, а опоры хомутовые с плоским хомутом могут использоваться также в трубопроводах с различной изоляцией. Изготавливаются корпусные хомутовые опоры трубопроводов в строгом соответствии с ОСТ 36-146-88.
Опоры хомутовые бескорпусные
Могут быть как подвижными, так и неподвижными. Неподвижный вариант опор хомутовых называется: хомутовые направляющие опоры.
Бугельные хомутовые опоры
В таких опорах трубопроводов хомуты усиливаются приваркой ребер жесткости.
Опоры хомутовые скользящие
Этот тип хомутовых опор трубопроводов может быть только подвижным и воспринимает только вертикальные нагрузки от массы теплотрасс. Хомутовая опора снабжается дополнительной изоляционной прокладкой, предохраняющей опору от нежелательных агрессивных сред, компенсирует различные технические недочеты проектирования и строительства теплотрасс. Скользящие хомутовые опоры – одни из самых распространенных опор этого вида, ввиду их надежности и эффективности при малой стоимости.
Особенности монтажа хомутовых опор трубопроводов. Материалы для их производства
При расчете трубопроводов, предполагающих значительные нагрузки, учитывается возможность усиления хомутовых опор. Исполняется это в виде бугелей, либо скобообразных опор с хомутом неподвижного типа.
Перед монтажом труб на бетонном основании, во избежание проскальзывания по бетонной поверхности, под корпусом хомутовой опоры прокладывают до 3 слоев изоляции (бризол, узол). Скользящие опоры с хомутами, в зависимости от величины диаметра трубопровода, монтируются на расстоянии не менее 5 м друг от друга. Их установка производится на опорные подушки (ЖБ изделие) с подкладками из металла.
Монтаж хомутовых опор не требует специальной техники и ведется параллельно с укладкой линейной части. Они фиксируются на основаниях электродуговой сваркой. Ключевая особенность хомутовых скользящих опор – это возможность закрепления элементов трубопровода с сохранением теплоизолирующего слоя труб в дальнейшей эксплуатации и при монтаже.
Корпуса хомутовых опор, как правило, изготавливаются из горячекатаного прокатного стального листа низкоуглеродистых марок. Они обязательно предусматривают наличие держателей для шпилек, болтов и гаек.
Жесткая регламентация одинаковости материалов трубопровода и ее «держателей», то есть опор, обуславливает выбор марки стали для их изготовления.
При заказе опор учитывается вид, условия эксплуатации и тип внутритрубного агента. Исходя из этого, инженеры просчитывают конструктив и тип опор, а также их материал.